Атэми (удары) в Айкидо.
Постоянно возникает множество споров об атеми в Айкидо. Надо ли делать? Если надо, то зачем? Если надо, то каким образом? Понимаю, что написанное ниже не будет истинной в последней инстанции и мнений много, но лично для меня авторитет Морихиро Сайто сенсея не пререкаем и надеюсь интересен подписчикам, гостям и читателям нашей группы.
«Атэми насчитывает 99% от всего Айкидо» таково было замечание, однажды высказанное Основателем. Фактически атэми опускается в тренировках Айкидо, на том основании, что предварительный удар не должен стать преобладающим фактором. Тем не менее, существует довольно небольшое количество случаев, в которых значение техники становится непонятным, если из неё убрать Атэми. Поэтому я предлагаю, чтобы обучение было организовано с учётом того, когда Атэми следует наносить при выполнении техники, и учитывать те случаи, когда его следует опустить.» (Морихиро Сайто, «традиционное Айкидо, 1975 г.)
«Атеми не предназначено для деструктивных целей. Оно служит для ослабления энергии Вашего партнера, чтобы было легче начать выполнение броска или техник удержания. Бывают случаи, когда Вы наносите атеми в лицо партнера и выполняете технику, не давая ему возможности атаковать самостоятельно. На фотографии показано как наносится атеми, когда партнер пытается захватить Вас за отворот кимоно. Заметьте, что атеми производится одновременно с поворотом, уводящим Вас с линии атаки. Атеми предназначены для наиболее уязвимых точек партнера.
Когда дистанция между Вами и партнером невелика, разверните Вашу тегатану (ребром ладони от себя) и, воздействуя на локоть партнера снизу, отразите тычковый удар, с одновременным атеми. Атеми всегда должно наноситься синхронно с Вашим уходом с линии атаки. Пауза между отражением атаки и атеми может быть использована Вашим партнером для ухода.
Атеми в лицо применяется при атаках Мунэ-дори (захват за отворот кимоно), ката-дори (захват за плечо), содэ-дори (захват за рукав) и кататэ-дори (захват за запястье).
Во многих случаях атеми, кроме своей основной функции, может переходить в бросок или техники удержания. Иногда даже когда есть возможность выполнения атеми, ею пренебрегают. Те, кто не знают об атеми, так и остаются в неведении, что чего-то не хватает. Однако, если Вы чрезмерно увлечетесь атеми, то можете утратить плавность выполнения приема. Таким образом, атеми необходимо изучать как неотъемлемую часть общего арсенала айкидо. Помните, пожалуйста, что никогда не следует пренебрегать атеми там, где это необходимо. Фотографии демонстрируют возможные варианты атеми, практикуемые в зависимости от ситуации. В одной технике возможно нанесение двух или трех атеми. Даже если Вы умышленно не используете атеми, Вы обязаны точно знать, когда и куда предварительный удар должен быть нанесен. «
«Айкидо его суть и форма»
Морихиро Сайто 1975 г.