Легенда о мастере чайной церемонии

Выдержка из статьи «Сущность айкидо», смотри по ссылке. 

При встрече равных по физическим способностям и мастерству противников решающим в поединке является разум, состояние духа. И тот, кто отшлифовал свой разум до состояния мусин, чье внимание не имеет преград, будет иметь преимущество. Тот, кто обладает духовным преимуществом, часто побеждает еще до начала схватки.

Вот легенда из книги „Дзэн и фехтование» о мастере чайной церемонии, который принял на себя роль фехтовальщика и сразился с бандитом-наемником. Обычно те, кто занимается чайной церемонией, фехтованием не занимаются и никак не могут быть противниками людям меча. Чайная церемония — дело мира, покоя. Эта история показывает нам, что может сделать человек, не умеющий обращаться с мечом, не получивший никакой специальной подготовки, но решившийся рисковать своей жизнью.

В конце XVII века правитель Яма-ноути провинции Тоса решил взять своего чайного мастера с собой в официальную поездку в Эдо, столицу правящей династии Сегунов Гокукава. Чайному мастеру эта поездка вовсе не улыбалась, потому что самураем он не был, а Эдо вовсе не был таким спокойным местом, как Тоса, где у него было много друзей. В Эдо какие-нибудь негодяи могли причинить неприятности не только ему, но и его господину, так что путешествие в Эдо было делом весьма рискованным.

Однако господин не хотел слышать возражений мастера, так как последний имел очень высокую квалификацию, и господин, вероятно, хотел им похвастаться. Чайный мастер был вынужден подчиниться и решил сменить на время путешествия свою одежду чайного мастера, в которой всегда ходил без оружия, на одежду самурая с двумя мечами.

По приезде в Эдо чайный мастер долго не выходил из дома, пока его господин не разрешил ему погулять. Одетый как самурай, он посетил Уэно у пруда Синобадзу, где заметил, что на него сердито смотрит какой-то самурай, отдыхающий на камне. Ему не понравился взгляд самурая, но пришлось пройти мимо. Самурай вежливо обратился к чайному мастеру: „Вы, как я вижу, самурай из Тоса, и вы окажете мне большую честь испробовать мое искусство в поединке с вами».

С самого начала путешествия мастер предчувствовал, что такое может случиться. Теперь, стоя лицом к лицу с ронином (наемником) худшего толка, он не знал, что и делать. Тогда чайный мастер честно признался: „Я вовсе не самурай, хотя и одет так, я чайный мастер и вовсе не готов быть вам противником». Но ронин продолжал настаивать на поединке, видя слабость своего противника, и имея истинным мотивом обобрать свою жертву. Чайный мастер понял, что поединка не избежать, и настроил свой ум на необходимость неизбежной смерти. Но он не хотел умереть с позором, потому что позор лег бы и на его господина, правителя Тоса. И тут он вспомнил, что несколько минут назад проходил мимо школы фехтовальщиков, расположенной рядом с парком Уэно, и решил зайти туда спросить учителя, как правильно пользоваться мечом и как с честью встретить неизбежную смерть. Он сказал ронину: „Если ты так настаиваешь на поединке, то подожди меня немного, я должен сообщить кое-что господину, у которого служу. Ронин согласился. Чайный мастер поспешил в школу фехтования. Сначала привратник не хотел его пускать, потому что у чайного мастера не было рекомендательного письма. Но видя всю серьезность, с которой говорил чайный мастер, привратник все-таки пропустил его.

Учитель фехтования спокойно выслушал рассказ чайного мастера, его просьбу научить, как пользоваться мечом, чтобы умереть, как подобает самураю. Учитель сказал: „Ты прямо уникум. Все приходят ко мне, чтобы узнать как пользоваться мечом, чтобы остаться живым, а ты приходишь, чтобы узнать, как умереть. Но прежде, чем я научу тебя искусству умирать, приготовь мне чашечку чая, ты ведь чайный мастер. Чайный мастер был очень рад, ведь в последний раз в жизни он мог исполнить чайную церемонию, дело всей жизни, столь дорогое его сердцу. Забыв обо всем, он с полной искренностью, с полной самоотдачей принялся готовить чай. Он выполнял все, что необходимо, будто это сейчас главное в жизни. И учитель фехтования испытал глубокое чувство, видя с какой сосредоточенностью, с каким воодушевлением чайный мастер выполнял чайную церемонию. Он упал на колени перед чайным мастером, глубоко вздохнул и сказал: „Вот ты! Тебе не нужно учиться умирать! То состояние ума, в котором ты сейчас находишься, позволит тебе сразиться с любым фехтовальщиком. Когда будешь подходить к твоему ронину, сначала подумай, что готовишь гостю чай. Благородно приветствуй его, извинись за задержку, и скажи, что готов к поединку. Сними свое хаори (верхнюю одежду), аккуратно его сложи и положи сверху свой веер, как ты это делаешь обычно за работой. Затем повяжи свою голову тенугуи (род полотенца), веревкой подвяжи рукава, подбери хакама. Теперь ты можешь начинать. Вынь свой меч, высоко подними его над головой, будь готов сразить им противника и, прикрыв глаза, соберись с мыслями и приготовься к битве. Когда услышишь его крик, ударь его мечом. Это и будет конец, взаимное убийство.» Чайный мастер поблагодарил фехтовальщика за наставления и пошел к месту поединка.

Чайный мастер точно следовал советам, выполняя их в таком состоянии ума, в котором он обычно приготовлял чайную церемонию для своих друзей. Когда он встал перед ронином и поднял свой меч, тот внезапно увидел перед собой другого человека. И ронин не смог издать крик перед нападением, потому что не знал, как нападать, перед ним было воплощение бесстрашия, т. е. Несознаваемого. И вместо того, чтобы броситься на чайного мастера, ронин, отступая шаг за шагом назад, закричал: „Я проиграл! Я проиграл!» Бросив свой меч, он простерся ниц перед чайным мастером, прося прощения за грубость, и быстро покинул поле сражения.

Все эти легенды еще раз подтверждают тот факт, что силы и техники ещё недостаточно для победы, необходимо то состояние души, которое позволяет вам одерживать верх над более сильным партнером. Искусство айкидо позволяет достичь гармонии между физическим и духовным.

 

По материалам сайта: http://takemusu-aiki.onego.ru/articles/91-aikidoessence