Травмоопасны ли тренировки айкидо?

В настоящей статье мы рассказываем о первопричинах, основах, которые позволяют обезопасить тренировочный процесс Такемусу Айкидо

Построение тренировочного процесса в нашем клубе направлено на исключение травм в полном объеме, это существенно отличает нас от спортивных секций и других боевых искусств и позволяет заниматься в широком диапазоне возрастов от 5 и после 65 лет! И в  настоящем послании автором рассмотрит какие принципы и подходы обеспечивают нам безопасность и высокую результативность тренировочного процесса!

Рассмотрим последовательно, какие подходы и принципы позволяют исключить травмотичность в процессе тренировок и обучения Такемусу айкидо:

1. Отсутствие соревновательности между студентами и отсутствие соревнований (кто быстрее, кто ловчее, достижение победы любыми средствами и тп).

Цель создания Айкидо: это свести к полному отсутствию травм в процессе обучения. И это отказ от соревнований и соревновательности (нет проигравших, нет победителей)!

Изначально основатель Айкидо Уэсиба изучил и преподавал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу.  Но в связи с высокой травматичностью Уэсиба отказался от методов тренировок Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, и создал своё собственное будо, назвав его Айки-будзюцу (Айкидо). Обучение, предложенное Уэсибой, боевому искусству Айкидо позволяет максимально исключить травмы.

 2. Применение принципа РиАй в обучении, применение в обучении традиционного японского оружия Бокен и Дзе,  смотрите описание по ссылке ——>()

3. Обучение этикету, взаимному уважению друг к другу. В айкидо мы учимся не создавать конфликты их предупрждать, не доводить до физического соприкосновения.

 4. Разделение обучения на разные целевые творческие уровни, которые взаимосвязаны друг с другом: Котай, Дютай, Рютай (смотри статью по ссылке—> https://vk.com/wall-124934912_20167)

5. Воспитание дисциплины и чувства контроля по отношению к себе и окружающим;

 6. Ритмичность при работе с партнером. При работе в паре, партнер обязан работать с той скоротью с которой работает напарник и наоборот. Описанный подход соответствуюет принципам: «Авасе» , «Мусуби», иероглифу «Ай», как основы айкидо в целом. По существу иероглиф «Ай», переводится,  как «Гармония».  В айкидо мы учимся выполнять техники в одном ритме, это координально отличает от спорта, в котором одни должен быть всегда быстрее, и если пратнер не успевает первое он проиграл, второе он получил травму!

Справка:

Musubi: ( musubi: связь) Совместные действия с партнером.

Awase: (awase: согласовывать) Присоединение к действиям партнера. При использовании принципа АВАСЕ защищающийся сливается с силой атакующего (совместно действует с атакующим) и осуществляет контроль, особым образом преобразуя первоначальное атакующее движение в новое движение, результатом которого является бросок атакующего или контроль.

Айкидо: Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) — 1. совпадать, согласовываться; 2. Гармония, единение.

Ки (яп. 気) — энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);

До (яп. 道) — дорога, путь, метод.

 7. Постепенность в всем: в росте физических нагрузок, в сложности выполняемых техник. Обучение построено следующим образом:  вначале обучения исполняются упражнения направленные на адаптацию студента, так же изучаются простые движения, техники правильного перемещения, падения, уходов. Развивается чувство баланса, дисциплины, контроля пространства, координации. Постепенно занимающийся сам начинает ощущать уверенность в своих движениях. Студент желает делать «крутые» техники, торопится в своем развитии.  Только с  разрещения инструктора студент увеличивает нагрузку, получает более сложные задания. Ученик постепенно переходит к высококоординированным, сложным движениям, поступательно, мягко увеличивает свои физические возможности.

Так же предусмотрена система аттестации: для детей и подростков от 12 до 1 кю, для взрослых от 6 до 1 кю. Аттестация позволяет измерить текущие возможности ученика, провести корректирующие мероприятия. Как не очевидно, указанные подходы, в многих секциях не применяются!

 8. Эволюционный подход. Идея проста:  не насиловать психику и физиологию студента. Со временем студент будет делать техники, которые в начале обучения ему казались не возможными к исполнению. Когда студента заставляют регулярно преодолевать физиологические и психологические текущие возможности- травматичность предельно высока!

9. Скорость и быстрота.Так как Айкидо, это не спорт, основой упор делается на качестве исполнения, а не на быстроте. С ростом качества исполнения,  от ученической степени к ученической степени, скорость исполнения будет расти эволюционно. Важно, что скорость исполнения, это не цель занятий, а естественное следствие.

Выполнение указанных выше принципов и методов, общая позитивная атмосфера обучения, взаимное уважение, постоянный контроль: позволяют исключить травмы на этапе обучения.

Автор:  4-й дан Айкидо «Такемусу айки» Кофтанюк Виктор.  +7 925 006 80 36, aikido@findbc.ru